Никольская церковь из деревни Высокий Остров Окуловского района

Церковная реформа середины XVII в., названная "Никоновской" по имени одного из её инициаторов и к этому времени патриарха, регламентировала многие стороны церковных обрядов, богослужения и, в частности, строительство культовых сооружений.  

Великий Новгород (Юрьев). Музей деревянного зодчества Витославлицы. 

Никоновская реформа 17 в. запретила возведение шатровых церквей. На шатровые колокольни запрет не распространялся. Появился новый тип культового сооружения – церкви кораблем, ярусные, где отражение устремленности вверх также проявилось, хотя и не с такой силой и динамикой, как в шатровых. 

Ярусность выразилась в установке друг над другом восьмигранных срубов (обычно трех), уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром. Требования были соблюдены и высотность, хотя и расчлененная, выдержана. К тому же дробность объемов была в стиле барокко, охватившего сначала обе столицы, а затем и провинцию России. 

Ярусные церкви, в которых почти всегда основные срубы – алтарь, ярусная церковь, трапезная, паперть с ярусной колокольней, крыльцо – располагались строго по продольной оси – восток-запад, при некотором воображении напоминали двухмачтовый парусный корабль. Одним из лучших и выразительных экземпляров оказалась Никольская церковь в Высоком Острове. В 1783 году в "Клировых ведомостях Новгородского уезда" указывается: "Церковь во имя святителя Николая, новая, деревянная, без приделов, холодная…" 

За годы существования церковь претерпела, по крайней мере, два крупных ремонта (1879 и 1901гг.). 

Нижняя часть церкви – почти квадратный в плане четверик и три стены трапезной рублены из круглых, довольно толстых бревен, соединенных в углах "в обло". Но соединения оказались сложными: в чаше были оставлены два шипа продольного направления, под нею два вертикальных поперечных паза. Такая врубка застраховывала смещение бревен в любую сторону горизонтальной плоскости и упрощала обработку углов в помещениях, где бревна протесаны, а углы не скругленные, а прямые. Кровли всюду сделаны в два теса (двухслойные). На алтаре – пятискатная крыша, на трапезной – двухскатная, на двух восьмериках – односкатные на восемь сторон, на верхнем восьмерике – восьмискатная. Главка с лемеховым покрытием. Четверик колокольни перекрывается на северо-западном и юго-западном углах двухскатными кровельками, на противоположных – односкатными. Нижний восьмерик покрыт односкатными кровлями на восьми сторонах, верхний – восьмискатной сплошной, входящей в ярус звона и служивший одновременно его полом.

Иконостас подлинный, хотя и подвергался обновлениям, как и его иконы. Он каркасно-рамной конструкции, с барочной орнаментальной резьбой, позолоченный на раскрашенном фоне. Имеет снизу раскрашенные орнаментами панели и четыре яруса икон. Нижний ярус – местные иконы, второй – деисусный, третий – праздничный, четвертый – пророческий. Реставрационные работы были в основном закончены в 1979 году, но отдельные мелкие, с перерывами продолжались до 1989г. Несколько позже был установлен иконостас с отреставрированными уцелевшими иконами и "царскими" вратами.

По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru
www.novgorod.ru

Категории: