Усадьба герцога Лейхтенбергского. Усадьба "Горы"

В первой половине XIX века это имение, как и соседнее Горнешно (см. ниже), принадлежало помещику Лонгвинову. После его смерти в середине XIX века Горы достались его дочери, бывшей замужем за инженером путей сообщения, строителем Николаевской железной дороги, действительным статским советником Егором Николаевичем Щербаковым (1812-1873, см.Приложение 2).

В «Воспоминаниях»  другого строителя дороги, В. А. Панаева, опубликованных в журнале «Русская старина» за август 1901 года, есть сведения, что «госпожа Щербакова была хороша собою, с римским  профилем,  несколько  смугловата, но с мягким, живым румянцем. Она была молода, весела, умна, приветлива и до крайности внимательная хозяйка; к тому же – талантливая музыкантша, положительно виртуозка»

Е. Н. Щербаков начал обустраивать имение Горы, выйдя в отставку. Желая завести рациональное хозяйство на немецкий лад, он принялся за осушение и корчевание болот (мелиорацию земель). Около 1870 года Е. Н. Щербаков  основал в каменном здании усадьбы шторную фабрику, где установил 4 ткацких стана. 8 рабочих под руководством мастера ткали здесь из тонких сосновых корней (прутьев) шторы и коврики на 1 000 рублей в год. Материал для плетения закупали в Боровичском уезде на 200 рублей в год. Содержание фабрики обходилось в 600 рублей в год.

Кроме того, Е. Н. Щербаков построил за свой счёт в соседней деревне Перевоз двухэтажные каменные дома для крестьян, разделённые на 2 помещения для двух семей (эти дома стоят и сейчас). При этом он завёл порядок, по которому крестьяне должны были отправляться на работы по звонку, по звонку отдыхать, есть и т.п. Несмотря на добрые намерения барина, подданные возненавидели его за такие нововведения, так что он, опасаясь за свою жизнь, не ездил уже в деревню Перевоз.

После смерти Е. Н. Щербакова имение перешло его сыну Сергею Егоровичу. Известно, что, прогуливаясь как-то верхом с женой Александрой Андреевной (урождённой Филатовой – см. нижеусадьба Новинка Ф. И. Шац), он случайно оказался в Дерняках (Боровёнковское поселение). Место супругам очень понравилось, и Сергей Егорович вскоре устроил здесь фабричку по изготовлению деревянной раскрашенной посуды и горшечно-гончарный завод. Дело, однако, не пошло, и С. Е. Щербаков продал производство К. Ф. Массе – владельцу Дерняковского картонного завода (см. ниже усадьба К. Ф. Массе в п.  Дерняки).

После того, как Сергей Егорович промотал последний капитал и застрелился, имение Горы было продано с торгов помещице Александре Громовой, которая, оценив живописность местности, устроила здесь для себя  дворец и для удобства сообщения построила шоссе от Гор до станции Окуловка.

Ко времени приобретения усадьбы Горы Громова была уже в преклонных летах. Вскоре она трагически погибла, случайно опрокинув на себя зажжённую лампу. Огонь быстро охватил на помещице одежду. Громову похоронили в цинковом гробу в склепе недалеко от усадьбы. Однако в годы воинствующего атеизма могила и останки помещицы были осквернены. Окончательно склеп с её прахом был разрушен при строительстве автодороги до Гор в 1967–1968 годах.

Около 1889 года усадьба Горы принадлежала полковнику Василию Демьяновичу Муяки. Следующим владельцем поместья стал герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский – родственник царя, женатый на Александре Петровне Ольденбургской.

При нём имение Горы представляло собой образцовое процветающее хозяйство. На 700 десятинах мелиорированных земель вёлся семипольный севооборот, содержалось обширное птицеводческое хозяйство. В усадьбе кроме главного дворца в два этажа с круглым двухъярусным бельведером и башенкой стояло множество каменных построек, выдержанных в западноевропейском стиле: домовая церковь, кухонный флигель, двухэтажная школа с винтовой лестницей, часовня, дом управляющего, дом садовника, конюшни, каретный сарай, псарня, оранжереи, фруктовый сарай, шампиньонница и др. В обширном парке  (9 га) было выкопано 6 прудов, устроен искусственный водопад. Липовые и берёзовые аллеи перемежались с посадками кедров и сосен. Широкая парковая лестница служила подмостками для летнего театра.

Почти с любой точки усадьбы, а особенно с бельведера, открывались прекрасные виды на живописное озеро Боровно, на берегу которого была оборудована лодочная пристань. Имелся даже подземный ход от дворца к берегу озера.

К герцогу в Горы часто приезжали именитые гости. Бывал здесь на охоте и великий князь Михаил Александрович. В 1900 году в усадьбу герцога Н. Н. Лейхтенбергского приезжал на археологические раскопки Н. К. Рерих.

В 1909 году в имении Горы числились 8 жилых построек, где проживали 24 мужчины и 15 женщин. В это время усадьбой герцога управлял Бенедикт Францевич Мюллер, которого крестьяне любили и даже прятали во время хлебного бунта, вспыхнувшего в Горах в августе 1918 года. Тогда с целью изъятия хлеба нового урожая в округе прибыл на Боровно из Валдая продовольственный отряд. Воспротивившись этому, местные крестьяне убили комиссара отряда Николаева. Через неделю бунт был подавлен, зачинщики

Н. И. Кривоногов и И. В. Гашин расстреляны на аллее парка в Горах, а остальные крестьяне арестованы.

Известно, что в 20-е годы XX века Б. Ф. Мюллер работал инструктором по сельскому хозяйству в Парахине в Трудовой школьной колонии, образованной на базе имения  Новинка Ф. И. Шац . Там же работала его дочь Ирма Бенедиктовна Мюллер.

После революции 1917 года в усадьбе Горы недолгое время действовали сельскохозяйственная школа и метеостанция. Затем на базе бывшего имения возник госхоз «Агитатор». В конце 20-х годов XX века, чтобы поправить финансовые дела в госхозе, дворец герцога и домовая церковь были разобраны, а усадебная обстановка и кирпич распроданы. При строительстве автодороги в 1967–1968 годах основательно разрушили часть усадебного парка. Сохранившиеся в наши дни постройки находятся в аварийном состоянии.  

Страна Див: Энциклопедия Окуловского края / Авт.- сост. Е. Н. Романова, Л.Э. Бриккер; Ред. М. С. Кукина, Е. Н. Туманова; Под общей ред. А. И. Белинского. – СПб.: Изд-во «ДУМА», 2014. – 544с.:ил.


Усадьба Горы принадлежала герцогу Н. Н. Лейхтенбергскому – правнуку французской императрицы Жозефины, кавалеру Ордена Святого Георгия, видному деятелю Белого движения. Из усадьбы открывается прекрасный вид на озеро Боровно.

Одним из прадедов герцога Н. Н. Лейхтенбергского является французский дворянин Александр Богарнэ, знаменитый тем, что в 1779 году его женой стала Жозефина (Мари Жозеф Роз Таше де ля Пажери) - будущая империатрица Франции.

В конце ХIХ века герцог Н. Н. Лейхтенбергский за 2 миллиона рублей приобрел на торгах крупный усадебный комплекс, имение Горы, принадлежавшее помещице Громовой.

В центре ансамбля красовался трехэтажный дворец с круглым двухъярусным бельведером и башенкой. К нему примыкало множество каменных строений: церковь, двухэтажный жилой дом, летний театр, кухонный флигель, бильярдная, дома управляющего и садовничего, дом для прислуги и рабочих, каретный сарай, кузница, ледник, оранжерея, конюшня с коровником. Имелся даже подземный ход от дворца к берегу озера.

Центральная часть усадьбы располагалась на возвышенном холме, находившемся на западном берегу озера Боровно. С любой точки усадьбы открывался прекрасный вид на озеро и окрестности, что придавало усадьбе особую ценность и значимость.

Рядом с усадьбой находилась деревня Перевоз, получившая свое название оттого, что здесь, у «Воскресенского Носа» - в наиболее узком месте озера Боровно, издревле находилась переправа: зимой - по льду, а летом - на плотах и лодках перевозились грузы, люди и скот.

В обширном парке, занимавшем площадь свыше 9 га, было выкопано 6 прудов, был устроен искусственный водопад. Липовые и березовые аллеи перемежались с посадками кедров и сосен, жилые дома окружали цветники. Пляж и лодочная пристань украшали берег озера.

В конце 20-х – начале 30-х годов были разобраны на продажу дворец и церковь. Их место позднее было закатано асфальтом, там же соорудили автобусную остановку. При строительстве автодороги Горы-Окуловка был разрушен могильный склеп помещицы Громовой.

 Часть построек стала интенсивно использоваться для нужд коллективного сельского хозяйства, а в двухэтажном здании долгое время находилась сельская школа.

В одном из зданий сейчас находится сельский магазин, в другом – проживают две семьи, обитаем и дом садовничего. Все остальное разрушено и находится в упадке. И, по-видимому, никто и никогда уже не восстановит этот замечательный уголок Окуловской земли, и только столетние сосны, украшающие западную часть бывшего имения будут напоминать о былом о величии этого замечательного уголка нашего края.