Булыжная мостовая в поселке Кулотино

Те, кто бывал на улице Петра Скрипкина в поселке Кулотино, обращают внимание, что в отличие от других эта улица имеет булыжную мостовую.

Камни приблизительно  одного размера, плотно уложенные один к другому, образуют  весьма необычное  для нынешних «асфальтовых» времен полотно  проезжей части дороги. Пространство между соседними камнями при строительстве дорожного покрытия  заполнено  песком, кое-где между  отдельными камнями пробивается зеленая травка.

Многие жители поселка знают, что кроме улицы Петра Скрипкина  такая же булыжная мостовая была ранее на улицах Карла Маркса,  Александра Николаева, Кирова, Ленина, Боровичская, на 1-ой Октябрьской улице, на Советском проспекте…
  До сих пор можно увидеть булыжную мостовую в деревне Дорохново. Скрываются под асфальтом камни и в деревне  Боево.
   Когда началось мощение камнями улиц в поселке Кулотино, точно не известно, однако, по воспоминаниям старожилов,  булыжные мостовые строились в поселке уже в  30-х годах 20-го столетия. Эти годы отмечены быстрым ростом посёлка, интенсивным строительством. Одновременно старались привести в порядок и улицы. Самым  доступным материалом для их обустройства были валуны и булыжники. Их собирали в окрестностях поселка и доставляли к месту проведения работ на конных подводах. Множество валунов можно и сейчас встретить по берегам и руслам близлежащих рек Перетна, Хоренка, Крениченка.

Кулотинцы хорошо помнят талантливого инженера-строителя Степана Андреевича Шувалова, под руководством которого в Кулотине построены крупные здания, которые во многом сформировали современный облик посёлка, придали ему неповторимость: трёхэтажная школа, ясли-сад, баня, разместившийся в сосновом парке дом культуры.

Не обошлось без его участия и строительство булыжных мостовых.

Как вспоминают старожилы поселка, с целью заготовки камня для булыжной мостовой, а также щебня  специальная бригада рабочих  занималась измельчением  больших валунов путем проведения взрывных работ, которые строго контролировались руководством.
Заведующий отделом капитального строительства Кулотинской фабрики С.А. Шувалов часто бывал на месте проведения работ, и члены бригады хорошо его знали.
В одно из таких посещений  С.А. Шувалов и другие лица запечатлены на  следующей фотографии. Если внимательно присмотреться к фотографии, то можно заметить, что изображенные на ней люди разместились вокруг  большого валуна, который, возможно,  намечен  к измельчению путем его подрыва.

После окончания Великой Отечественной войны мощение  булыжником продолжилось. Работа эта очень тяжелая и трудоемкая, поэтому такая технология применялась лишь на главных улицах поселка. В тот же период проводилось мощение дороги в деревнях Боево и Дорохново. 

А вот дорога в направлении от села Шегрино к кладбищу Доманино:

Работа организовывалась централизованно, материалы к летним работам готовились заранее. Так, решением Исполнительного комитета Окуловского районного Совета депутатов трудящихся от 07 декабря 1950 года предписывалось провести двухдекадник с 15 декабря 1950 года по 5 января 1951 года по дорожному строительству, для вывозки дорожно-строительных материалов привлечь 411 подвод с возчиками, вывезти к месту работ 4300 куб. м камня, 320 куб. м леса и 400 куб. м гравия… Конкретизировались задания для всех участников. Например, председателю колхоза «Большевик»

Подберезского сельсовета в указанные дни предписывалось выделить 10 подвод, вывезти на дорогу Кулотино-Дорохново 50 куб. м леса. Устанавливался план дорожных работ на год. Тому же колхозу «Большевик» на 1951 год было запланировано вывезти на бычках на дорогу Кулотино-Дорохново на расстояние 1 км 72 куб. м песка и на расстояние 4 км 197 куб. м камня (ГАНО, Р-3533, оп.1, ед. хр.1).

Для приведения в порядок  проезжей части в 60-е и 70-е годы часто использовались отходы угольных котельных поселка. Шлак, образующийся после сгорания каменного угля, вывозили на наиболее пострадавшие от автотранспорта улицы, разравнивали его, и, таким образом, на какое-то (весьма непродолжительное)  время  проезжая часть приводилась в относительно благополучный вид.

Во второй половине 70-х годов 20-го века началось асфальтирование улиц посёлка. Первыми были заасфальтированы улицы К. Маркса, А. Николаева, Коммунаров. В 80-е и 90-е годы асфальтом покрыли центр посёлка, улицы Кирова, Кооперативная, Пионерская, Коммуны, Ленина, 1-я Октябрьская, Кирпичная Горка, Боровичская, 20 лет Октября, Ворошилова и другие. 

Время булыжной мостовой прошло. Но все так же напоминают о прошлом камни под ногами на улице Петра Скрипкина  и  группа валунов в поле на окраине поселка Кулотино на пути к Боевскому озеру, возможно, подготовленная в далекие 30-е годы прошлого века к подрыву с целью заготовки  щебня и булыжников для мостовой.

Этому гиганту вблизи горы Трехгорки также посчастливилось остаться не тронутым, чем не преминула воспользоваться местная ребятня, приспособив его в качестве лыжного трамплина.