Окуловские узкоколейные железные дороги

В Окуловском районе насчитывалось по меньшей мере три узкоколейные железные дороги: узкоколейная железная дорога Окуловской целлюлозно-бумажной фабрики, Торбинская узкоколейная железная дорога, узкоколейная железная дорога Угловского известкового комбината.

Узкоколейная железная дорога Окуловской целлюлозно-бумажной фабрики.

 

Окуловская целлюлозно-бумажная фабрика находится в северной части города Окуловка (до 1964 года северная часть Окуловки являлась посёлком городского типа Парахино-Поддубье), на берегу реки Перетна, вблизи станции Поддубье на железнодорожной линии Окуловка — Неболчи. На фабрике действовала узкоколейная железная дорога, предназначенная для межцеховых грузовых перевозок.

Бумажная фабрика основана в 1856 году предпринимателем Писбургом. До 2003 года предприятие официально называлось «Окуловский целлюлозно-бумажный комбинат».

Дата открытия узкоколейной железной дороги на территории бумажной фабрики (комбината) не выяснена. По информации от С. Костыгова, в 1980-х годах на комбинат поступили тепловозы ТУ6А-3236 и ТУ6А-3379 (оба — 1985 года постройки).

По информации от исследователя железных дорог из г. Санкт-Петербурга А. Малышева, узкоколейная железная дорога перестала работать в 2003 году, была разобрана в 2004 году. Вместо узкоколейной железной дороги для внутренних перевозок стал использоваться автомобильный транспорт.

В 2003 году был отмечен случай кражи рельсов с недействующей узкоколейной железной дороги (по другой версии — с подъездного пути широкой колеи, принадлежащего комбинату).

Цитата из несуществующего ныне источника в Сети:

7 июля 2003 года

В городе Окуловка Новгородской области с железнодорожной ветки украли около 250 м рельсов, сообщили в среду в областном управлении внутренних дел. Кража рельсов с железнодорожной ветки, принадлежащей Окуловскому целлюлозно-бумажному комбинату (АО «Окуловский бумажник»), произошла, предположительно, в минувшие выходные.

Ветка, ведущая от предприятия к очистным сооружениям, на момент преступления дорожниками не эксплуатировалась, тем не менее, охранялась ведомственными сторожами. Ущерб от преступления составил около 60 тыс рублей. Правоохранительными органами решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 158, часть 2 УК России («кража»).

Торбинская узкоколейная железная дорога

Начальный пункт — станция Торбино, расположенная на железнодорожной линии Чудово — Окуловка.

Лесовозная узкоколейная железная дорога в районе станции Торбино, по состоянию на 2009 год, относилась к числу малоизученных. Согласно карте масштаба 1:500 000, изданной в 1939 году, существовала железнодорожная ветвь широкой колеи (возможно, в действительности — узкоколейная железная дорога, ширококолейной была показана ошибочно) от станции Торбино до окрестностей населённого пункта Сутоки, протяжённостью около 14 километров.